- Карсавин Лев Платонович
-
КАРСА́ВИН Лев Платонович (1882—1952) — историк-медиевист, религ. философ и поэт. Род. в СПб., в театр. семье (одна из его сестер — знаменитая балерина Тамара Карсавина). В 1906 окончилист.-филол. ф-т Петерб. ун-та. По окончании ун-та работал в г-зиях, в 1909—10 и 1912—22 преподавал на Высш. жен. курсах. В 1916 получил степень д-ра ист. наук. В 1916 дух. акад. Петрограда (римско-католич.) присудила ему степень д-ра теологич. наук. С 1916 К. — ординарный проф., а в 1921—22 — ректор Ист.-филол. ин-та. В 1922 вместе с др. представителями рус. интеллигенции выслан из Сов. России. В 1922—26 К. жил в Берлине, где были изданы его наиб. значит. филос. работы: "Диалоги" (1923), "Джордано Бруно" (1923), "Философия истории" (1923), "О началах" (1925) и др. В 1926—28 К. жил в Париже, где акт. участвовал в евразийск. движении и даже стал его идейным руководителем. В 1928 К. занял каф. всеобщ. истории при гуманит. ф-те Каунас. ун-та в кач-ве проф. В 1931—37 выпустил "Историю европейской культуры" (5 т., на литов. яз.). С 1940 преподавал в Вильнюс. ун-те. С 1944 — дир. Вильнюс. худож. музея. После ареста и осуждения (1949) был отправлен в лагерь, где вскоре умер от туберкулеза.
К. — один из крупнейших представителей метафизики всеединства. Осн. категории и символы этого идейн. течения сложились у него в целостное систематич. учение. Оригинальность воззрений К. состоит в том, что всеединство трактуется им в 1-ю очередь в ист. аспекте — как единый божеств., космич., ист. процесс. К. — софианец, Софию понимает как любовно-мистич. причащение к Божеств. мудрости, в этом его концепция близка к теософским размышлениям раннехрист. гностиков и В. Соловьева. Ист. концепция К. была изложена в работах: "Основы средневековой религиозности..." (1915), "Культура средних веков" (1918), "Введение в историю" (1920), "Философия истории" (1923). Ист. метод К. сложился под влиянием Ж. Мишле, И. Тэна, представителей направления "культурно-ист. типов" (Н. Данилевский, К. Леонтьев, О. Шпенглер), методологии Г. Гегеля и Э. Дюркгейма. К. — один из родоначальников статистич. понимания истории, осн. на описании определ. ист.-культурных статистич. рядов, способных характеризовать состояние соц. психики об-ва конкр. эпохи. Согл. К., исследователь должен вжиться в эпоху, выделить в концентрир. виде типич. эл-ты ее мышления и на осн. таких явлений культуры, как архитектура, лит-ра, философия, нар. фольклор, описать осн. психич. стихию об-ва; такой подход позволил самому К. охарактеризовать и сравнить определ. ист. типы культур в плане их оригинальности и неповторимости. Цель историка — собрать и описать эти бесценные явленности Всеединства, а задача философа — осмыслить синтетич. взаимодействие культур, объяснить взаимоотношения Бога и личности в их единстве и инаковости. Опред. влияние филос.-богослов. концепция К. оказала на Н. О. Лосского.
Соч.: Религиозно-философские сочинения. Т. 1. М., 1992; Философия истории. СПб., 1993; Малые сочинения. СПб., 1994.
Л. П. Карсавин

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.